КАБЕСОН АНТОНИО ДЕ
Знаменитый испанский музыкант. Родился в Кастрильо»де» Матахудиос, квартал Кастрохерис, провинция Бургос 30 марта 1510 года. Автор
«Музыкальных произведений для клавиш, арфы и виуэлы… Музыканта Фелиппа, Мадрид, 1578 г. В доме Франсиско Санчеса». Переписанные и оцифрованные Эрнандо де Кабесоном, его сыном. И другого под названием «Теория и практика музыки». Этот выдающийся музыкант в детстве ослеп; предполагают, что он учился искусству со знаменитым маэстро Томасом Гомесом. Основанием этого предположения является тот факт, что до того, как стать органистом и клавикордистом вначале у Карла V, а затем у известного мецената искусства Филиппа II, он жил в пансионе архиепископа Паленсии. Кабесон совершил поездку по Нидерландам и Англии с принцем, позже ставшим Филиппом II. Кабесона, которого называют «Испанским Бахом» высоко ценили известные музыканты и музыковеды,такие как Илларион Эсклава /1807 » 1878 гг./, Мариано Сориано Фуэртес /1817 » 1880 гг./, Франсиско Хосе Фетис /1784 » 1871 гг./, Фелипе Педрель /1841 » 1922 гг./, Рафаэль Митхана»и»Гордон /1869 » 1921 гг./ и др. Известный испанский поэт и
музыкант, воспитавший много знаменитых людей, Висенте Гомес Мартин /1550 » 1624 гг./, более известный под псевдонимом «Винсете Эстенель» так говорит о Кабесоне в этой прекрасной октаве:
«Там я увидел чистый профиль
Великого Каброна, выслеживающего
На клавишах композиции,
Ни на шаг не отклоняясь от цели.
Термин, назначение, непринужденность
И прекрасные руки Перасы /1 /
И прекрасного Саменас /2/; который там был
И которого уважала вся коллегия».
1/ Братья Пераса /1519 » 1586 гг./ 2/ Франсиско Салинас /1513 » 1590 гг./
Эта эпиграмма автора «Жизни Маркоса де Обрегона» из поэмы «Дом памяти». Висенте Эспинелю приписывает создание децимы и установление на гитару пятой струны. Мы же сомневаемся в обоих этих предположениях. Сын Кабесона Антонио опубликовал сочинения отца, как утверждается в начале этой биографии, а Сальдони во 2″м томе на стр. 153 подтверждает существование второго названного произведения, что другие отрицают; хотя это не уменьшило бы и на малую долю славу бургосского композитора,подтвержденную текстами, известными из первого сочинения. Этого музыканта очень высоко ценили и очень сожалели о его утрате. На средства Филиппа II на его могиле в
церкви Сан Франсиско Великого был поставлен памятник со следующей эпитафией: /1/ «В этой могиле покоится Феликс /»/ Антонио, по фамилии Кабесон, слава церковного органного хора. Кто может с ним сравниться, когда его слава гремит по всему миру, а душа живет на звездном небе» Ай! Его смерть оплакивал весь двор великого Филиппа II.
Королевский дворец потерял свою богатейшую жемчужину!»
/1/ /Пререведено с латыни писателем Аурелиано Фернандес Герра»и»Орбе/. Упомянутое сочинение Кабесона /»Теория и практика музыки»/ состоит из 10 страниц текста и 200 нотных страниц; его можно продемонстрировать в Национальной библиотеке в Мадриде, библиотеке Эскуриала и в Барселонской библиотеке. Кабесон умер в Мадриде
26 мая 1566 года.