Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Ф. Тютчев
Осень смело можно назвать любимым временем года русских поэтов. В их стихотворениях осень предстает совершенно по-разному: «унылая пора», «красавица-художница», «славная осень», «осень-мотовка».
Дама с характером — так можно назвать осень в произведениях русских поэтов. Как много настроений будит эта пора в сердцах, чутких к проявлениям природы! Печальная меланхолия и внутренняя просветленность, нежность и тоска, светлая грусть и очарование тайны. И, если поздняя осень строгая, холодная, нищая и голая, то самое начало поры «пышного увядания» – это лишь некая точка отсчета, когда после безумного веселья лета душу наполняет тишина.
Как у А.Фета:
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Для С. Есенина осень – пора подведения итогов. В его поэме «Черный человек» начало осени стало отправным моментом, когда душа лирического героя, угоревшая в чадном дыму летней безудержности, просит остановки.
Пришло время задуматься о содеянном:
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
(Чарина А. Вечернее окошко)
Другой поэт, Е. Баратынский восклицает:
И вот сентябрь! и вечер года к нам
Подходит.
Да, именно начало конца – неизбежного, и оттого пугающего.
Например, у Н. Некрасова:
Сентябрь шумел, земля моя родная
Вся под дождем рыдала без конца,
И черных птиц за мной летела стая,
Как будто бы почуяв мертвеца!
Такое же настроение прослеживается и в осенней лирике Б. Пастернака. Чувствуется, что начало осени – тот хрупкий миг, когда еще живы краски лета, но все уже подернуто дымкой тлена. И хочется сохранить этот миг, сберечь, спрятать в ладонях и не отпускать уже никогда:
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах…
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Лирический герой не просто любуется осенними переливами красок, он растворяется в этом нежном увядании, он должен смешаться с дремлющим миром, «вкусить уничтожения» (Ф. Тютчев). Вот она – та тайна, за которую так любят осень русские поэты. Эта грань между бытием и неизвестностью, пора жатвы, пора подведения итогов. Начало осени неразрывно связано с зарождением тайны. Отсюда и мистические нотки. Например, у Б. Ахмадуллиной:
Опять сентябрь, как тьму времён назад,
и к вечеру мужает юный холод.
Я в таинствах подозреваю сад:
всё кажется — там кто-то есть и ходит.
Или у И. Бродского:
Теперь сентябрь. Передо мною — сад.
Далекий гром закладывает уши.
В густой листве налившиеся груши
как мужеские признаки висят.
Но жажда жизни и вера, что за мигом увядания неизменно наступит рассвет, наполняет строки о начале осени некоей мощной силой. В «осени первоначальной» обязательно есть место для надежды. Надежды на лучшее, надежды на светлое и жизнеутверждающее:
Сентябрь, не отводи твое крыло,
твое крыло оранжевого цвета.
Отсрочь твое последнее число
и подари мне промедленье это.
Б. Ахмадуллина
Надежда – то хрупкое чувство, которое дарит возможность по-новому взглянуть на свое место в этом мире. Наверно поэтому, осень становится порой творческого взрыва и воодушевления. Не случайно словосочетание «Болдинская осень» стало символом вдохновения, душевного подъема.
Осенняя поэзия многолика и многогранна, но всегда полна очарования.