Париж — столица музыки
В конце XIX — начале XX века Париж был настоящей столицей европейского искусства. Со всего континента в этот город стремились артисты, композиторы, художники и просто почитатели искусства.
В изобразительном искусстве выделялись Эдуард Мане и Клод Моне, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Анри Матисс, Морис де Вламинк и Андре Дерен. Начало развиваться направление кубизма в творчестве Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В литературе присутствовал дух утонченного символизма Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена, натурализм Эмиля Золя, тонкая ирония Альфреда Жарри и Гийома Аполлинера. Атмосфера в музыкальном мире была не менее насыщенна и взволнованна. В это время в Париже творили Габриэль Форе (1845-1924), Поль Дюка (1865-1935), Альберт Рассел (1869-1937). В то же время укрепление столицы как музыкального центра было связано с распространением во Франции музыки со всей Европы, среди которой не последнее место занимали испанские композиторы — Исаак Мануэль Франсиско Аль-бенис, Энрике Гранадос, Мануэль де Фалья, Хоакин Турина, чешские — Бослав Мартини, румынские — Джордже Энеску, а также русские композиторы. Среди них были Игорь Федорович Стравинский и Сергей Сергеевич Прокофьев.
Русский балет Дягилева
Первое десятилетие нового века в Париже было ознаменовано появлением Русской балетной труппы, оказавшей необычайное влияние на музыкальную жизнь Парижа. Основателем и импресарио Русского балета был Сергей Павлович Дягилев (1872-1929). Он сумел собрать в своей труппе лучших артистов того времени. В ее состав входили: хореографы — Михаил Михайлович Фокин, Джордж Баланчин (настоящее имя Георгий Мелитонович Баланчивадзе); танцовщики — Анна Павловна Павлова, Тамара Платоновна Карсавина и Вацлав Нижинский, Бронислава Нижинска; сценографы — Лев Самуилович Бакст, Анри Матисс, Пабло Пикассо. Всемирную славу труппе принесли постановки балетов Стравинского «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).
Результатом плодотворной деятельности труппы стала новая концепция танцевальной музыки. Дягилев предоставлял полную свободу сценографам, хореографам и музыкантам. В результате музыка перестала всецело зависеть от классической хореографии, предоставив и композиторам, и исполнителям большую свободу действия. Это позволило расширить балетный репертуар. Были осуществлены балетные постановки произведений Клода Дебюсси, Рихарда Штрауса, Мориса Равеля, Мануэля де Фальи, Игоря Федоровича Стравинского, Сергея Сергеевича Прокофьева и других композиторов, в том числе членов группы Шести (Французская шестерка). Благодаря Дягилеву и его артистам танец стал более экспрессивным и свободным.
Сати и Шестерка
В 1917 году в труппе Дягилева прошла скандальная премьера. Спектакль основывался на тексте Жана Кокто. Автором декораций был Пикассо, использовавший в своей работе эстетику цирка и мюзик-холла «Parade». Музыку к балету написал Эрик Сати (1866-1924). Произведение Сати привлекло внимание молодых французских композиторов своим необычным стилем, нарушившим все каноны академической школы. Непосредственное влияние творчество Сати оказало на группу композиторов Шести, куда входили: Луи Дюрей (1888-1979), Артюр Онеггер (1892-1955), Жермен Тайфер (1892-1983), Дариюс Мийо (1892-1974), Франсис Пуленк (1899-1963), Жорж Орик (1899-1983) и писатель Жан Кокто, идеолог, пропагандировавший простую, доступную для понимания музыку. Существование группы началось с 1918 и завершилось в 1924. После распада Шестерки каждый из членов группы последовал собственным творческим путем.