БОТ РЕНАР ХАЙМЕ ФЕЛИПЕ ХОСЕ
Родился в Барселоне в 1826 г. Выучил сольфеджио и через небольшой промежуток времени с особым пылом и предпочтением стал заниматься гитарой, на которой позже заслужил славу достойного продолжателя
традиций Сора и Агуадо. Обладавшего ярким музыкальными способностями Бота сразу же после его приезда в Париж в 1852 г. назвали королем гитары. В последние годы у него в пальцах не стало силы играть на гитаре, и он посвятил себя преподаванию, воспитав многочисленных и славных учеников. Преподавательскую деятельность совмещал с сочинением произведений для гитары, отмеченных великими
парижскими маэстро, прежде всего Гуно, который был страстным почитателем известнейшего каталонского гитариста. В 1877 г. в Париже Бот заканчивает четырехтактную оперу для Лирического театра под названием «Роже-де-Флор». Оставил несколько неизданных сочинений в разных жанрах. Я приведу несколько известных мне сочинений Бота для гитары. Некоторые из них он издал в Париже. Прежде всего следует упомянуть его оправдавшую доверие и очень популярную «Школу игры на гитаре». «Школа игры на гитаре», посвящена ученикам /дата посвящения Париж, октябрь 1890г./, опубликована в Париже, изд-во Жиро, 116 страниц текста и нот.
«Те, кто до меня ставили перед собой ту же задачу, — пишет Бот в упомянутом посвящении, — ни даже те, кто стали знаменитыми, не имели возможности, как я, получить полное музыкальное образование и жить в постоянном контакте с великими маэстро заслуженной скрипичной школы, принципы которой мне удалось применить для гитары».
Концертный исполнитель и преподаватель Бот мог говорить, казалось бы, такими абсолютными терминами, поскольку был талантливым композитором, прекрасно знавшим все технические секреты своего искусства. Немногие авторы трактатов для гитары превзошли его в этом искусстве, за исключением Сора, такого же превосходного
музыканта, как Бот. Достаточно пробежать глазами хотя бы по одному из прекраснейших уроков, а скорее сочинений, украшающих эту «Школу», деление которых прекрасно рассчитано для дидактических целей, чтобы убедиться в этом. Кроме сочинений для гитары соло, Бот был одним из тех, кто наиболее удачно использовал гитару в качестве аккомпанирующего инструмента для салонных мелодий, причем его не устрашало соперничество обычного в таких случаях соперника гитары —
фортепиано. Передо мной собрание из 10 мелодий для гитары и пения Жака Бота /стихи Жоржа Монтьера/, настоящий образец того, что может дать жанру вдохновение талантливого композитора.
Большая часть этой ценной коллекции мелодий образует превосходный фон, на котором выделяется чистая мелодическая линия голоса, заставляющая думать о возможности использования этого жанра аккомпанемента для арфы, ожидающей еще своего композитора, и о возрождении этого неизвестного искусства древних виуэлистов или
лютнистов, которые очень хорошо владели искусством струнных инструментов, аккомпанирующих голосу. Коллекция Бота — настоящее сокровище. Я указываю только названия 10 мелодий этой
коллекции, кратко описывая преимущества каждой из них.
№1. Мавританская песня. Характерная песня в ярко выраженном стиле. Бот обладал настоящей интуицией в том, что касается народной песни. Эту интуицию можно почувствовать на любой странице его «Школы».
№2. Колокольчики. Нежная и грациозная мелодия, напоминающая песни Шуберта.
№3. Осенние сумерки. Несколько вымученная.
№4. Рондо. Чувствительная и прекрасно соответствующая словам.
№5. Жена начальника. Арабская песня, навеянная народными мелодиями.
№6. Утренняя серенада. Нежная и изящная.
№7. Возлюбленной. Простая, несколько тривиальная.
№8. Севилья. Характерная, одна из лучших в коллекции.
№9. Цветы былых времен. Полька-мазурка с пением.
№10. Портрет с песней. Удачное переложение испанской мутила, написанной на 2 голоса, гитары и по желанию — мандолины.
Эти примечания написаны историком и музыковедом Фелипе Педрелем, считавшим Бота великим артистом, прославившим родину. Бот умер в Париже у себя дома, по ул.Дамас № 23, 30 марта 1895 года и похоронен на кладбище Сен-Уэн.