АЛАНС МОНКАДА ХУАН

Автор: | 28/01/2012

АЛАНС МОНКАДА ХУАН.
«Первый аргентинский композитор и гитарист, искусныйгитарный исполнитель. Он родился в Буэнос Айресе 7 декабря 1844 г. Он был сыном Валентина Аланса /англичанина/ и Фелины Менхады /аргентинки/. Сильно чувствуя в себе аргентинскую душу, он с ранних лет был настолько предан гитаре, как только быть может предан крестьянин. В музыкальные фразы национального инструмента он вложил чувстваи душу аргентинской земли. Уже с 8 лет он свободно ориентировался в шести струнах, «музыкально окружающих кусочек неба, заключенного в звуковой коробке. Он серьезно занимался и выступал в различных местах Буэнос Айреса, где в то время практиковалось это искусство. Его имя становится известным и все более популярным, друзья ласковоназывают его «Хуан англичанин».В 1870 году, уже женатым человеком он становится преподавателем музыки и полностью посвящает себя пропаганде своего любимого искусства. Он во многомпревзошел современных ему гитаристов и сейчас считается старейшиной аргентинских исполнителей./Новела Семаналь, Буэнос Айрес, 28.5.1928/: высшее общество Буэнос Айреса приглашало именно его на все праздники, чтобы гости могли наслаждаться чудом, которое он создавал, исполняя видалиты /заунывные аргентинские песни любовного характера/, частушки, народные танцы, разные стили с совершенством маэстро. Гитарой онзанимался самостоятельно, без преподавателей музыки, и успехи его были настолько блестящими, что маэстро Басси включил его в состав оркестра старого театра Колумба. Он участвовал в кампаниях Сенеза и Павен, а во время войны с Парагваем служил в буэнос айреском гарнизоне. Само собой разумеется, что в печальные часы военной службымолодой Аланс на отдыхе развлекал своих товарищей исполнением пьес своего репертуара,которые те с восторгом слушали.» /Хусто Карденас, «Лица» № 864, 24.1У. 1905/.В 1882 г. друзья и почитатели организовали концерт в пользу великого артиста.Этот праздник был настолько значительным, что газеты сообщали об этой новости следующимисловами «Ла Насьон» за вторник 7 ноября 1882 г.: «Концерт. Окончательно решен вопросорганизации концерта в пользу известного аргентинского гитариста сеньора дона ХуанаАланса; 1 часть сборов пойдет для помощи инвалидам. Музыкальный праздник состоится18 ноября в саду Флорида под руководством маэстро Монтенсеро. В доме сеньора Сабизисостоялось собрание, где были приняты первые решения. Для решения всех вопросов,связанных с концертом, была назначена комиссия в следующем составе: президент Мариано Е. Сабизи, вице президент Хосе Вильер, казначей Майор Хосе Повинья,секретари Педро Кастеросо и Хосе С.Мойтано, члены комиссии: Торивато Окампо,Мигель Лаваль, Родольфо Араухо Муньос, Хосе Мария Ниньо, автор книги «Миоре» ХуанА. Альгерик, Сантомо Дуальде, Хосе Альварес, Белисарио Ожаменди, Хосе Мендес,Франциско Дельгадо, Франциско Мендиа, Педро Варритро, Альберто Х.Кратцепштейн иИгнатио Ф.Мехия. Сеньор Алане считается в наши дни исполнителем, достигшимсовершенства в игре на инструменте, которому он посвятил себя.» «Ла Пренса» «Лоспровинсиас», «Ла Республика», «Эль Насьональ» и другие местные газеты, выходящие встране, такие как «Эль Зко де Агуль» и «Журнал для домашнего чтения», поместили насвоих страницах очень хвалебные отзывы об этом концерте, считая, что он очень удалсяблагодаря популярности и симпатии к этому гитаристу и многочисленному легиону друзей.Праздник состоялся в указанном месте, где была воздвигнута большая триумфальная арка;для того чтобы она хорошо выделялась, решено было провести электрическое освещение;на праздник были приглашены оркестры аргентинской артиллерии Галисемтского Центра ипожарной части. Впервые было исполнено сочинение под названием «Фантазия на темуГилена», которое автор сеньор Ратуэсно посвятил генералу Рока. «На этом празднике,организованном при участии избранного общества Буэнос Айреса, выступали докторАльбарельос и сеньоры Риас и Монтана. Бенефициант исполнил на гитаре симфонию»Жанна д’Арк» Верди и номер из «Золушки», ему аккомпанировал доктор Альбарельос», /Изназванного номера «Лица»/. Результаты фестиваля превзошли ожидания организаторов:была собрана огромная сумма в 33.185 долларов, после покрытия расходов на организациюосталось 17647 для бенефицианта и 5948 для инвалидов. По этим цифрам вы можетесудить, какой огромной популярностью и любовью пользовался Аланс в стране. В 1894году его слава распространилась до границы Аргентины. Он был избран почетным членомМузыкального центра Чингу Алкта /Перу/. В связи с этим ему был направлен Диплом №26, подписанный его президентом доном Ромуальдо Ибаньесом с приветственным адресом.В 1895 году он принял участие в благотворительном концерте в местечке АльмирантеБраун; концерт пользовался успехом, доступным в то время только ему. Музыка Алансаочень личная и несет на себе отпечаток, который невозможно спутать ни с каким другим:она включает танцы и произведения фольклорного характера народные оригинальные ипереложения. Благодаря ему стало возможным сохранить некоторые страницы народныхмотивов, которые сегодня являются справочным материалом нашего фольклора и служат,как, например, для автора данного словаря, для создания на основе собранных в народемотивов, произведений другой гармонической композиции. Фактурой его сочиненийслужит простая гармония /как оригинальных, так и переложений /общее число ихсоставляет 87/. Некоторые его произведения непреходящие, например: «Момент» /вальс/,»Ла Ньятита,» «Лентяйка», /Мазурки для одной или двух гитар/ и «Эльвира» /вальс/,особенно первое, интродукция которого в ритме компасильо, лучшее из написанного им.Ясно, что значение произведений Аланса велико: они всегда в рамках жанра и среды, длякоторых созданы, без претензии на возвышенную музыку, как в технической исполнении,так и эстетически. В танцах Аланс не достиг значения танцев Гарсии Толса. У него хваталотакта не отходить от народной и простой характеристики без претензии, как у названногоГарсии, давать такты «высокого полета», которые в конце концов оказываются лишеннымимузыкального содержания, например такой вещи, как «Размышление», грубой и нискольконе гитарной мелодии, которую тот назвал Сонатой «Наконец одни». Аланс композиторпривлекает мелодией и техническим развитием в своих произведениях, это самыеобычные положения левой руки, при которых свободно развивается мелодическая тема.Многочисленные произведения, посвященные Алансом друзьям и знакомым и по ихименам, среди которых и имена учеников, можно судить, насколько его ценили в средеаргентинской аристократии. Это Мартин Хиль ученик, доктор Феликс Амадео Бенитес,Альберто Луро, Орасно Мартинес де Ос, пастор Луис Облигадо, которому он посвятил»Карамуру» вальс, Элоиза Лосана, позже моя ученица, Хосерина Г.Арана, Сусана МарияЛуро Комбасерес, Мария Бирне, Эспир М. Табаль и Франциско Нуньес. Последнемупосвящена «Мазурка» его большому другу и издателю. Нуньес изготовил для Алансаочень звучную превосходную гитару, на которой среди резьбы и мозаики вокруг отверстия(которые служили для украшения и для усиления) можно прочесть следующую надпись:»Изготовлена для Дона Хуана Аланса Франсиско Нуньес». Эту гитару, не уступающуюпо качеству звука инструментам Торреса, после паралича Аланса купил доктор Гильермодля своей дочери, прекрасной исполнительницы. Автор этого словаря хранит самыеглубокие воспоминания об Алансе и благодарен ему. Аланс никогда не жалел сил ивнимания к друзьям и коллегам. Один факт, который нас взволновал, показывает всеблагородство Аланса. Для концерта, который должен был дать пишущий эти строки, Алансбрал из музыкального дома своего большого почитателя Нуньеса много программ, которыепотом, не обращая внимания на значение своей персоны, он оставлял то в трамвае, то вдоме, где собиралось много народу, в любом удобном для пропаганды месте. Мы могли быпривести много таких же красноречивых фактов, но оставим их для другого подходящегослучая. В 1903 г. Аланс посещал дом генерала Лейрия, где гостей принимали нанациональное жаркое, в компании с другими гитаристами, например, Е.Гонсалесом, скоторым он дружески соревновался в исполнении. Мы много раз присутствовали на этихнезабываемых «жарких», где часто Аланс устанавливал тишину, чтобы сыграл «маленькийкаталонец Прат», как он называл меня. На этих собраниях избранных присутствовали любители и друзья инструмента, такие, как комиссар Рондаль, Нуньес, Роберто Леман.Аланс был среди завсегдатаев собраний гитаристов и жарких состязаний, проходивших впродовольственной лавке Ракони, на улицах Перу и Гарай и в «Вербените», Бельграно иСааведро, куда приходили также гаучо, поющие под гитару Рабино Эсизе, Пабло Никано имногие другие артисты, своим присутствием придававшие неповторимость и колорит этимлирическим уголкам Буэнос Айреса, так много давших для истории гитары вАргентинской республике. В 1910 г. Аланса постиг удар с частичной парализацией, неоставлявшей его до конца дней. «Маленький каталонец Прат» был единственным коллегой,сопровождавшим его останки. Говорить это трудно для тех, кто были его друзьями. Ещеболее это тяжело его жене, но сказать об этом необходимо. Он умер 7 октября 1914 года.Как говорит его племянник Хосе М. Аланс Аргедо, в данных, которые он нам оставил оглавном гитаристе. Аланс всегда будет жив в памяти своих соотечественников, потому чтои сегодня, через столько лет после его смерти мы говорим: «Помни об Алансе».тех, кто были его друзьями. Ещеболее это тяжело его жене, но сказать об этом необходимо. Он умер 7 октября 1914 года. Как говорит его племянник Хосе М. Аланс Аргедо, в данных, которые он нам оставил о главном гитаристе. Аланс всегда будет жив в памяти своих соотечественников, потому что и сегодня, через столько лет после его смерти мы говорим: «Помни об Алансе».

[ad#guitar]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.