ГОЙЯ ЛЮСЬЕНТЕС ФРАНСИСКО ХОСЕ
Колдун палитры, волшебник кисти, гений из гениев, пластически соединивший свою возвышенное искусство с человечеством.
Родился в бедной арагонской деревне Фуэндетодос 30 марта 1746 г. О его творчестве и жизни написаны целые книги. Мы здесь ограничимся тем, что скажем: он всегда был верным другом гитары. Аугусто Л. Майер в книге о Гойе пишет: «…но нас все наталкивает на мысль о том, что молодой Пако был настоящим представителем богемы, проявлял
живейший интерес к быкам и тореадорам, что он также умел играть на гитаре, петь и танцевать под гитару арагонскую хоту». Мы так же, как Майер, можем вспомнить его картины с быками и мотивами, где присутствует гитара. Например, «Танец в Сан Антонио», «Луг в Сан Исидро», «Бог вознаградит тебя за это», «Брависсимо», «Слепой и
певец», «Вито», «Слепой с гитарой» и др. Картины свидетельствуют, о том, насколько привлекательным был для Гойи этот инструмент в качестве модели, хотя рисовать его совсем не просто, по мнению каталонского художника Англада Камарасы. Упомянутые полотна и строки, которые мы приводим дальше, говорят о его большой любви к гитаре. Мы читаем его письмо, отправленное в июля 1784 г. близкому другу Гойи Мартину Санатер и Клаверия /это письмо публиковалось в нескольких журналах в связи со столетием со дня смерти художника/, в котором он просит его подыскать дом с минимумом вещей: «Эстамп Нашей сеньоры дель Пилар, стол, 5 стульев, сковорода, бурдюк для вина,маленькая гитара, очаг и подсвечник. Все другое лишнее». Этот маг художник очень быстро оборудовал свой дворец и из письма видно, что он не забывает о вещах, необходимых ему для тела, а также о духовной пище, каковую должна была давать ему маленькая гитара, размеры которой немного меньше обычной. Наконец, мы видим Гойю в
последние годы его жизни и Майер /1825 г./ пишет: «Самым близким другом нашего художника был уже упоминавшийся маринист Антонио де Бругада, который безропотно переносил придирки старого художника. Молодой друг должен был также обеспечивать
ему музыку, петь под гитару народные песни и хотя художник не слышал композиции, так как был совершенно глухим, но воспламенялся при воспоминании о днях молодости и при мысли о далекой родине. Рассказывают, что однажды Гойя взял инструмент из рук Бругады, сыграл несколько аккордов и устыдившись, бросил гитару со словами: «Я ничего не могу! Ничего!» Великий мастер умер через несколько дней. Сопровождавшая его всю жизнь гитара показала ему на закат, на его конец. Великий Гойя, друг гитары, умер в Бордо во Франции 16 апреля 1828 г.