ДАМАС ТОМАС

Автор: | 06/02/2013

ДАМАС ТОМАС

Испанский концертант гитарист и композитор из Старой Кастилии,
современник Хосе Виньяса. В середине XIX века совершил несколько турне по Испании и с большим успехом. В 1885 году дирижировал оркестром в Вальядолиде. Позже поселился в Мадриде и занялся преподаванием и сочинением многочисленных произведений, которые
он время от времени издавал. Известно более ста его сочинений, в большинстве переложений испанского фольклора, любопытные, поскольку они отражают то время. Среди оригинальных сочинений можно назвать «Воспоминание», «Одинокому путнику», посвященное другу Хулиану Аркасу и «Отцовская любовь», «Анданте» и «Скерцо», которые некоторые не очень сведущие современные гитаристы объявляют в своих программах как оригинальное сочинение Тарреги и авторство которого восстановил аргентинский любитель д р Мартин Руис Морено (см.), «Тремоло», вдохновившее других авторов,
которые старались улучшить это сочинение, производящее большое и непосредственное впечатление. Из методических сочинений в молодости опубликовал «Испанский досуг», в 1868 г. «Новое руководство игры на гитаре с цифровым потактовым обозначением» и в 1869 году вышла «Полная последовательная школа игры на гитаре». Кроме того, он
выпустил «Школу игры на бандуррии», лютне лире и октавилье, и очень интересное и сегодня редкое «Руководство по сольфеджио с гитарным аккомпанементом». Несомненно, наиболее ценное сочинение Дамаса «Полная школа», где он показал себя опытным педагогом. Дамас давал уроки Ф. Тарреге, как свидетельствуют «Записки» знаменитого
Симадевильи. Далее мы приводим «План сочинения», которым автор предваряет «Полную школу»: «Данное сочинение состоит из четырех разделов и приложения. В первом разделе я описываю гитару, как ее держать, тренировку обеих рук на диатонических и хроматических
гаммах для получения учеником первых сведений о диапазоне. Во втором разделе я рассказываю о настройке гитары и помещаю упражнения для трех первых пальцев правой руки, большого, указательного и среднего и отдельно для большого пальца, упражнения на терции, сексты и октавы для большого и указательного пальцев со средним, арпеджио для
трех и четырех пальцев, упражнения аккордов из трех нот для отдельного взятия, а такжелегато из трех, четырех и более нот. В третьем разделе рассказывается о выразительности и получении звука, а также о значении некоторых слов и знаков музыкальной орфографии, точное приложение которых составляет настоящую экспрессию, колорит или то, что мы обычно называем полутонами. Затем следуют упражнения на стаккато, или сильный удар, на применение выступа, диатонические гаммы с соответствующими аккордами, легато на
секстах, с эффектом протяжки, упражнения с тройной струной, повторяющимися нотами, с обязательным использованием метронома Мельцеля. Этот раздел завершается аккордами диатонических гамм на самых часто используемых на гитаре нотах, в различных позициях
имитирующих и гармонических звуков. Все упражнения чередуются с уроками и по возможности сохраняется порядок возрастания трудности, что обычно не соблюдалось в руководствах игры на гитаре и даются интересные указания. В четвертом разделе я даю арпеджио для трех и четырех пальцев правой руки, различные способы получения
имитирующих звуков, а в приложении даю несколько этюдов в различных жанрах с предшествующим им анданте, что, как мне кажется, должно понравится преподавателям». «Школа» включает 68 страниц (формата 31ґ22), что дает основание считать Дамаса более
полным музыкантом, чем Кано, Брока и Парга, но он не достигает уровня Виньяса (я имею в виду построение, необходимое для абсолютного равновесия, недостатка всех испанских композиторов гитаристов, за исключением Сора, которые не могли сравняться с превосходными итальянскими знатоками гармонии Каркасси, Джулиани, Карулли и других представителей Золотого века гитары).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.